Филателистическая ценность коллекции определяется не только количеством и редкостью материалов, но и состоянием и внешним видом марок, конвертов, цельных вещей и иных ее составных частей. Поэтому необходимо тщательно осмотреть каждую марку, каждый конверт или открытку, прежде чем включить их в коллекцию и разместить на альбомном листе.
Первое и основное требование к маркам — это отсутствие на них надрывов (даже небольших), так называемых «тонких мест», часто появляющихся при неумелом отделении их oт конверта или удалении старых наклеек, загрязнений, случайных проколов и т. п. Слишком «жирный» оттиск штемпеля также делает марку непригодной для коллекции (исключение может быть сделано лишь для очень редких марок, когда практически нет возможности заполучить более качественный экземпляр). Перфорация на марках должна быть в полной сохранности. Не допускается отсутствие даже одного зубчика или наличие укороченных (то есть частично оборванных) зубцов. Исключение допускается лишь для очень редких марок старых выпусков.
Если марка безнадежно испорчена, то ее не следует включать в коллекцию, лучше хранить ее в отдельном кляссере как образец до того момента, когда удастся раздобыть хороший экземпляр. Некоторые мелкие дефекты марки можно устранить, но это необходимо сделать до ее включения в коллекцию. За рубежом имеются специальные «клиники» и «ателье», которые берутся устранить любой дефект марки — вставляют недостающие зубчики, подклеивают надрывы, латают тонкие места и даже монтируют из нескольких дефектных экземпляров редкой марки один «новый». Однако подобные реставрированные экземпляры имеют значительно меньшую ценность. Они должны в соответствии с международными правилами помечаться на обратной стороне особым штемпелем.
Не украшают марку один или несколько слишком «длинных» зубцов. Их появление на марке объясняется тем, что иногда при отрывании марки от листа забывают предварительно перегнуть лист по перфорации сперва в одну, а потом в другую сторону. Такие удлиненные зубчики необходимо острыми маленькими ножницами или бритвой осторожно подрезать вровень с остальными (рис. 1). Бывает и так, что между зубчиками остаются кружочки бумаги, прикрывающие отверстия перфорации. Эти кружки следует удалить при помощи острой иглы, предварительно положив марку на темную поверхность, чтобы лучше видеть перфорацию (рис. 2). При этом надо следить, чтобы вместе с лишними кружочками бумаги не оборвать зубцы. У зубцовой марки, как правило, нецелесообразно оставлять часть листа, вместе с которыми они были от него оторваны. Эти края необходимо сохранять лишь в случае, когда для коллекции имеют значение имеющиеся на них надписи и типографские пометки или когда они служат подтверждением типа перфорации (при линейной перфорации зубцовка идет через весь лист, включая его края, при гребенчатой неперфорированными остаются края листа с трех сторон, а при рамочной — со всех четырех сторон).
У беззубцовых марок края листа не отрезаются поскольку часто они служат единственным подтвержу нем того, что эта марка действительно выпущена беззубцовой, а не изготовлена из соответствующей перфорированной марки путем обрезки зубцов. Иногда можно чуть-чуть подровнять края беззубцовой марки, если она была отрезана от листа криво и неаккуратно. Однако если такая марка имеет слишком узкие поля, то от такой «операции лучше отказаться (рис. 3).
На обратной стороне марки не должно быть остатков бумаги от конверта или обрывков старых наклеек, которыми ее крепили к альбомному листу прежние владельцы.
Удалить с гашеной марки остатки конверта и наклеек нетрудно. Такую марку следует поместить в плоскую ванночку или тарелку с чуть теплой водой рисунком вниз. Через непродолжительное время посторонняя бумага, как правило, сама отделяется от марки и всплывает. После этого с марки осторожно смываются остатки клея, затем ее надо промокнуть с двух сторон листами промокательной бумаги или в крайнем случае газетной. Затем эта марка кладется на сушку между сухими листами промокательной бумаги или между страницами журнала из газетной бумаги под груз. Через сутки марку можно вынуть и положить в кляссер.
Сложнее удалять остатки наклеек с негашеных марок. В этом случае возникает опасность повредить клей, а поврежденный клей считается дефектом марки. Поэтому если на марке имеется хорошая, так называемая первичная наклейка, то ее можно не удалять, даже если марка помещается в коллекцию в клеммташе. Остатки же наклеек желательно удалить. Для этого остатки наклеек смачиваются слегка увлажненным маленьким ватным тампончиком, намотанным на заостренный конец спички (рис. 4). При этом удаляемую наклейку следует смачивать так, чтобы влага не попадала за ее края, то есть на клей марки. Аккуратность и соответствующее увлажнение (иногда неоднократное) помогут вам удалить остатки наклеек с помощью острого скальпеля или бритвы. Клей на месте «операции» можно немножко разгладить костяной палочкой.
Иногда поддаются выпрямлению незначительные изломы и помятости на марке. В наиболее «легких» случаях достаточно протянуть марку с перегибом через ребро деревянной линейки, прижимая к ней марку левой рукой и протягивая правой. Это протягивание необходимо проделать как с лицевой, так и с оборотной стороны марки. В более «тяжелых» случаях добиться успеха удается, слегка увлажнив марку с лицевой стороны вдоль сгибов и поместив ее затем под пресс до полного высыхания. Что касается удаления загрязнений, различных пятен и т. п., то рассказать об этом в рамках небольшой статьи не представляется возможным. Лучше всего ознакомиться со специальной литературой по этому вопросу (в частности, с брошюрой Л. Новотного «Химическая проверка и чистка марок», переведенной на русский язык и выпущенной Всесоюзным обществом филателистов в издательстве «Связь» в 1970 году).
Большой популярностью у филателистов пользуется коллекционирование целых конвертов с наклеенными марками, гашениями и различными почтовыми наклейками и пометками. Поэтому прежде чем начинать отделять марки от такого конверта, следует подумать: а не представляет ли этот конверт интереса для коллекции целиком? Мы уже не говорим о письмах, доставленных воздушной или морской почтой с соответствующими штемпелями, о конвертах со спецгашениями или о письмах полевой почты. Даже обычное письмо с привлекательной франкировкой через какое-то время может приобрести значительный филателистический интерес. Сейчас многие коллекционеры ищут самые обычные конверты с марками довоенных лет или марками военного и первых лет послевоенного периодов. А в свое время об их сохранении заботились не многие. Следует помнить, что для тематической коллекции может быть очень ценным самое обычное на первый взгляд отправление, место и дата гашения которого оказываются прямо связанными с темой коллекции. Конечно, желательно, чтобы конверт, предназначенный для коллекции, был не запачкан, не порван и не измят. Но в этом случае требования не такие жесткие, как в отношении марок. Ведь эти конверты зачастую прошли очень длинный и сложный путь, оставивший на них свои следы. Тем не менее, загрязнения можно попытаться удалить мягкой резинкой, надрывы разгладить, аккуратно соединить и подклеить с обратной стороны, используя для этой цели наклейки для марок или края марочных листов (ни в коем случае не применять кислотосодержащие клеи, силикатный конторский клей и т. п.). Помятости можно устранить тем же способом, какой был рекомендован для марок. При этом надо следить, чтобы влага не попадала на адрес или другие надписи, сделанные чернилами или химическим карандашом.
Если конверт основательно попорчен, а гашение или франкировка, имеющиеся на нем, представляют интерес для коллекции, то можно сделать вырезку из письма. Вырезка должна быть прямоугольной формы. Ее края должны «ориентироваться» по штемпелю, когда интерес представляет именно штемпель, или по марке, когда вырезка делается ради марки, которую хотят сохранить вместе со штемпелем (рис. 5). При этом ни марку, ни штемпель разрезать нельзя — они должны сохраниться на вырезке целиком.
С цельными вещами (открытками, конвертами и т. п. с напечатанными на них марками) поступают так же, как и с конвертами с наклеенными на них марками. Однако вырезки из цельных вещей делать не следует.
Выше мы остановились лишь на основных моментах подготовки марок и других филателистических материалов для коллекции. Более подробно с этими вопросами можно ознакомиться в соответствующей специальной литературе.
А. Качинский.
Филателия СССР. 1973. №10