Согласно Э.И. Марковичу, марки Деникина с розетками вместо номинала появились на рынке в 1919 году и при этом рекламировались как пробные. В настоящее время они продаются как «эссе», однако, анализ показывает, что эти марки есть не что иное как одна из фантазий тех времён.
Начнём с того, что марки напечатаны на простой бумаге, тогда как настоящие пробы выпуска генерала Деникина были отпечатаны на плотной мелованной бумаге. С обратной стороны бумага желтоватая. Об этих пробах писал «Северо-Кавкзский Коллекционер» в 1928 году.
С другой стороны, Александр Эпштейн высказывает вполне обоснованное мнение, что в условиях отступления Белых армий по всему фронту, марки печатались на той бумаге, которая была под рукой. Это, действительно, так, если мы говорим о массовых тиражах марок, но мне не совсем понятно, почему для эссе (проб) не нашлось нескольких листов хорошей бумаги. Другое дело, если эти марки были частью тиража, который не поступил в обращение, как считает А. Эпштейн. Кстати, этим можно объяснить и тот факт, что марки с розетками не являются филателистической редкостью.
Были ли эти марки эссе, пробами или частью тиража, – совершенно непонятно зачем было менять цвета марок и создавать проблемы как для почтовых работников, так и для населения. Самый яркий пример – марка с розетками двухрублёвого номинала, которая была выпущена в цветах обычной десятирублёвой марки.
Можно себе представить, каким «незлым, тихим» словом поминали бы почтовую службу почтовые работники, если бы этот выпуск всё-таки состоялся.
Следует обратить внимание и на дизайн марок. Моделью для рублёвых марок выпуска послужила рублёвая марка России. Естественно, что рисунок был существенно упрощён, надпись «ПОЧТОВАЯ МАРКА» заменена на надпись «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а вместо полного российского герба был использован его центр (покровитель России Св. Георгий Победоносец). Как можно видеть, никаких розеток на марках нет. Отсюда возникает вопрос: «Зачем нужно было использовать розетки вместо номинала?».
Ответ, как ни странно, очень простой. Изготовитель «эссе» не хотел делать отдельное клише для каждой марки выпуска, поэтому боковые номиналы были заменены розетками, а к центру был добавлен ещё один номинал, расположенный на плашке.
Дополнительный анализ рисунка марок разных номиналов показывает, что они отпечатаны с одного и того же клише. Розетки на марках одинаковы, однако, левые и правые розетки отличаются друг от друга, что не должно быть, если речь идёт об эссе или пробах, которые готовились достаточно тщательно.
Левые розетки:
Правые розетки:
Кроме того, левые розетки расположены ниже правых:
При анализе рисунка выясняется, что подобные совпадения существуют и на других частях рисунка, например, на плашке внизу рисунка.
Возражение А. Эпштейна не лишено основания. Он пишет: «Давайте, вспомним историю. Я уже ссылался ранее на то, что номиналы этой серии более или менее соответствуют новым тарифам Юга России, введенным в январе 1920 г. и утвержденным, очевидно, незадолго до этого. Следовательно, если такой выпуск действительно готовился, то подготовка к нему должна была также начаться не ранее декабря 1919 г. А в это время армии Деникина отступали по всему фронту. Новочеркасск, где печатались прежние марки, был потерян в декабре, хотя оборудование ЭЗЦБ удалось эвакуировать: по одним данным – в Екатеринодар, по другим – в Симферополь. Следовательно, времени на тщательную подготовку быть не могло, приходилось спешить, и единое клише в данной ситуации вполне естественно.»
Не могу с этим не согласиться и этот свой аргумент в пользу того, что выпуск был фантастическим, снимаю. Действительно, сделать одну и ту же плиту для печати всех номиналов и, тем самым, сэкономить время подготовки тиража к выпуску, представляется разумным. Странно, только, что клише было сделано столь неряшливо и больше похоже на отретушированную фотографию «законной» марки, чем на оригинальное клише.
Отсутствие точки после сокращения «руб» говорит о том, что выпуск, скорее всего, иностранного происхождения, поскольку в те стародавние времена отсутствие точки после сокращения считалось грубой орфографической ошибкой. Кроме РСФСР, где была введена новая орфография, я не нашёл ни одного выпуска периода Гражданской Войны, где бы точки после сокращения не было.
Предполагается, что серия была отпечатана в Италии, хотя мнение А. Эпштейна выглядит более правдоподобным. Он считает, что серия была отпечатана в России, так как фантазии, изготовленные в Италии, печатались на хорошей белой бумаге. Не исключено, также, что изготовлены они были в Одессе, поскольку, как пишет А. Эпштейн, «по некоторой информации, они распространялись первоначально неким торговцем из Одессы. Другой вопрос, как они попали к нему.»
Если взвесить все «про» и «контра», то можно сделать вывод, что этот выпуск, скорее всего, является фантастическим, хотя утверждать это со стопроцентной уверенностью невозможно. Нужна дополнительная информация и дополнительные исследования. В приведённой ниже таблице я постарался резюмировать все «за» и «против».
ПРИЗНАК | АРГУМЕНТ «ЗА» | АРГУМЕНТ «ПРОТИВ» |
Бумага | Бумага плохого качества, что не должно быть, если речь идёт об эссе. Аргумент снимается, если речь идёт о пробах или части тиража. | В ситуации стремительного отступления Белых армий, как пишет А. Эпштейн, «приходилось довольствоваться тем, что попадало в руки». |
Единое клише рисунка | Изготовитель марок не имел серьёзного типографского оборудования и решил упростить процесс печати, используя одно и то же клише для печати всех номиналов серии. | Одно и то же клише было использовано в целях экономии времени, необходимого для подготовки выпуска к выходу в обращение. |
Отсутствие точки после «РУБ» | Отсутствие точки после сокращения «руб» является грубой орфографической ошибкой. | «Подобные ошибки встречались и ранее, в частности, на земских марках (после «коп»). В спешке же такое вполне возможно.» А. Эпштейн абсолютно прав, но кроме РСФСР, где была введена новая орфография, я не нашёл ни одного выпуска периода Гражданской Войны, где бы точки после сокращения не было. |
Погрешности клише | Клише изготовлено настолько небрежно, что скорее является отретушированной фотографией «законной» марки, чем оригинальным рисунком. | Единственное объяснение – это спешка, с которой готовился выпуск. |
Цвета марок | Изменение цветов марок ничем не оправдано, поскольку привело бы к определённой путанице. Пожалуй, это самый веский аргумент в пользу того, что выпуск был фантастический. | |
Контрольные знаки | На выпуске генерала Деникина существует достаточно много всевозможных контрольных знаков. Это линии, точки, обозначающие центр печатного листа и, даже, надпись: «Экспедиция заготовл. ценных бланков В.В.Д. в Новочеркасске.». Ничего подобного на розеточном выпуске я не видел. | |
Бумага и клей | Бумага почти не отличается от бумаги, использованной для оригинального выпуска. Клей несколько более высокого качества, но тоже достаточно грубый. Всё это говорит в пользу того, что марки были отпечатаны в России. | |
Тираж | Тираж серии слишком велик, чтобы марки можно было считать эссе или пробами. Тем не менее, считать этот выпуск частью тиража также слишком смело. | А. Эпштейн считает, что это часть тиража. |
Как и многие исследователи, я считаю, что этот выпуск является фантазией на тему выпуска генерала Деникина. Я согласен с мнением А. Эпштейна, что выпуск был изготовлен в России, возможно в Одессе.
А вот уже и перфорированная марка появилась (eBay). Скоро наверно и комплект образуется. А то и в парах – с пропуском перфорации между марками.
На этой оптимистической ноте можно и закончить.
Литература
1. Э. Маркович, Фантастические марки России и новообразований. Россика № 55, 1958. Стр. 39-42.
Автор: И.Ф. Мясковский, США. 2007 год.