Для правильного определения марок важное значение имеют сорт бумаги и имеющийся на ней водяной знак, перфорация и гуммировка.
Сорта бумаги, применявшиеся и применяющиеся для печатания марок, очень разнообразны. Первоначально для этой цели служила бумага ручной выработки, иногда в неё заделывалась шёлковая нить, затруднявшая подделку. Такие нити имеются в бумаге первых выпусков марок Швейцарии и Баварии. Для глубокой печати охотно применяется мелованная бумага и специальные сорта бумаги пористой, обеспечивающие хорошее качество оттисков.
Толщина бумаги отличается такой же разнообразностью, как и сами марки. Существуют марки, отпечатанные на картнообразной бумаге, служившие заменителями разменной монеты, и в то же время есть марки, воспроизведённые на японской шёлковой и папиросной бумаге. Наряду с гладкой применялась бумага с наполнителем в виде цветных волокон. Были случаи, когда марки печатались на обороте топографических карт и даже банкнот, на бумаге из ученических тетрадей и на обороте листов с невыпущенными в обращение марками. В 1955 г. в Венгрии была выпущена марка воздушной почты, отпечатанная на двухслойном материале, состоящем из тонкой алюминиевой фольги и бумажной подложки. Бумага обеспечила марке необходимую прочность и служила для нанесения клея. К четырёхсотлетию почты Польши в 1959 г. был отпечатан юбилейный блок на шёлке. Сведения о бумаге имеют значение для филателистов в тех случаях, когда один и тот же выпуск печатался на различных сортах бумаги, что и определяет наличие разновидностей в нём.
Для первой английской марки была использована бумага с водяным знаком в виде короны. Хотя многие почтовые администрации теперь отказались от бумаги с водяными знаками, а некоторые и никогда не применяли её, именно водяной знак нередко имеет существенное значение с филателистической точки зрения. Например, в тех случаях, когда стандартный выпуск находился в обращении продолжительное время, отдельные его выпуски печатались на бумаге с разными водяными знаками. С филателистической точки зрения марки, напечатанные на бумаге водяным знаком и без водяного знака, считаются разными. Распознать водяной знак на марке чаще все го удаётся лишь с оборота, поместив её в косо падающем свете. Но бывают случаи, когда на помощь приходится привлекать бензин. Применять этот способ определения водяного знака на марках, отпечатанных анилиновой краской (по цвету в большинстве случаев красной или фиолетовой), надо с большой осторожностью. Чаще всего восприимчивость марки к бензину оговаривается в каталогах, как, впрочем, делаются оговорки и о восприимчивости некоторых марок к воде. Это относится, в частности, ко всем английским маркам, отпечатанным краской цвета «морской волны», включая и колониальные выпуски. Перфорация является вторым важным признаком, характеризующим марку. Ввиду того что иглы, из которых состоит перфорационная гребёнка, располагаются на различном расстоянии друг от друга, получаются различные виды перфорации. В филателии для измерения перфорации применяется международный стандарт. Количество зубцов, приходящихся на два сантиметра края марки, даёт число, которое служит характеристикой перфорации. Так, например, «зубцовка 14» означает, что на два сантиметра перфорированного края марки приходится 14 отверстий. Если марки имеют неоднородную, так называемую «смешанную» зубцовку, в каталогах сперва указывается размер перфорации по горизонтали, а затем по вертикали. Для определения зубцовки существуют зубцемеры, на которых изображены перфорационные отверстия разных размеров. Зубцемеры избавляют от кропотливой работы — измерения марки и подсчёта количества зубцов. В зависимости от расположения перфорационных гребёнок в машине и метода нанесения перфорации на листы различается гребенчатая, рамочная и линейная зубцовки. При гребенчатой и рамочной зубцовках листы перфорируются одновременно по горизонтали и вертикали, а при линейной — поочерёдно: справа по горизонтали, потом по вертикали или в обратном порядке. Марочный лист в перфорационной машине должен подаваться равномерно, так, чтобы последующий ряд перфорации был правильно расположен по отношению к предыдущему. Однако, несмотря на всю тщательность работы, иногда получается сдвиг или пропуск перфорации. Если же отсутствует только одно отверстие, можно предположить, что одна из игл сломалась.
Бывает и так, что перфорационная гребёнка вторично пробивает уже перфорированный ряд и при этом чаще всего не попадает в сделанные ранее отверстия. Такая зубцовка носит филателистическое название «диамантной». По-видимому, этот термин заимствован из типографского лексикона, так как название «диамант» носит один из самых мелких шрифтов. Зубцовка же, получающаяся в результате такой ошибки, кажется очень мелкой.
На клей обычно обращают внимание при определении сохранности марки. В редких случаях решающее значение имеет цвет клея. Часто клей подвергается механическому рифлению, что делается для предотвращения сворачивания марочных листов. Рифление всегда делается параллельно направлению водяного знака.
После второй мировой войны появился новый вид гуммирования, получивший название «экономичного». В целях экономии клея на гуммировочной машине устанавливался шаблон с отверстиями, в результате клеем покрывалась лишь примерно половина площади обратной стороны листа. Такой способ был применён в Советской оккупационной зоне Германии при выпуске ряда марок в Эрфурте и Дрездене.
Гораздо больше внимания филателисты уделяют краске. Большую роль краска играет в старых выпусках, так как цветовые оттенки нередко позволяют правильно определить различные тиражи или даже части тиража одного и того же выпуска. При сравнительно небольших тиражах старых марок их цвет обычно был очень стабильным.
Если же выпуск печатался несколькими тиражами или между изготовлением отдельных частей тиража проходило какое-то время, возникали значительные разновидности по цвету. Бывали такие случаи, что во время простоя машины краска «садилась» и при возобновлении печати получался совсем не тот оттенок, который намечался. В целях экономии листы более светлого или более тёмного тона пускались в продажу, в результате появлялись разновидности, которые теперь нередка особо учитываются специалистами. Наглядным примером очень заметных разновидностей по цвету в одном и том же выпуске являются марки Чили номиналом в 10 сентаво, выпускавшиеся в 1883— 1885 гг.: их первый тираж (1883 г.) оранжевого цвета, а второй (1885 г.) — жёлтого. Помимо разновидностей, иногда встречаются ошибки в цвете.
Если одно из клише вставляется в пластину в перевёрнутом виде, то возникает пара, соединённая друг с другом таким образом, что одна марка оказывается по отношению к другой перевёрнутой. Такие комбинации известны под названием «тат-беш». Подобные комбинации иногда возникают в результате того, что печатный лист может содержать несколько продажных марочных листов, клише которых расположены в перевёрнутом положении по отношению друг к другу без достаточного интервала. Если при разрезании печатного листа на продажные листы разрез производится не там, где надо, получаются пары, перевёрнутые по отношению друг к другу. В последнее время такие пары иногда изготовляются преднамеренно.
В печатные формы для изготовления марочных тетрадочек отдельные клише вставляются таким образом, что возникают перевёрнутые пары, разделённые чистым полем — «промежутком». Такие листы продавались в неразрезанном виде, так что коллекционеры имели возможность вырывать из них самые различные комбинации.
Разумеется, что многочисленные типографские признаки, о которых мы рассказали, тщательно изучаются филателистами. Для этой цели служат каталоги, которые в зависимости от их характера регистрируют такие особенности с большой или меньшей степенью подробности. Общие каталоги обычно указывают способ печати, зубцовку, бумагу, водяной знак, иногда характер клея, дату выпуска, фирму, изготовившую марки, и фамилию художника. Некоторые специальные каталоги дают краткие сведения по истории отдельных выпусков. Кроме того, указываются специальные гашения, а также хронологические или географические границы распространения данного выпуска и другие особенности, необходимые для специалистов.
Очень подробно отдельные выпуски рассматриваются в специальных монографиях, изданию которых предшествует кропотливая исследовательская работа. В них подробно рассматривается происхождение той или иной марки, почтово-историческая сторона дела, применение данного выпуска и другие заслуживающие внимания факты. Такие монографии охватывают иногда один единственный выпуск или ограничиваются очень небольшим хронологическим периодом.
К сожалению, исследовательская филателистическая работа последнее время предаётся забвению. Лишь очень немногие коллекционеры берутся за её выполнение. Некоторые филателисты начинают находить удовольствие в изучении таких специальных предметов лишь после накопления многолетней практики. Хотя коллекционеры и не проявляют достаточного интереса к специальным исследованиям, последние всё же представляют собой определённый вклад в тот раздел истории почты, который касается почтовых марок.