Среди филателистов-тематиков в последнее время особенно возрос интерес к этим письмам. Об этом убедительно говорят экспонаты последних Всесоюзных и местных филателистических выставок. Но, к сожалению, отдельные недобросовестные лица стали на преступный путь фальсификации этих писем, штемпелей полевых почт и штампов военных цензоров.
Автор настоящей статьи располагает достаточным материалом, дающим возможность рассказать читателем журнала об особенностях фальшивых штемпелей и писем полевой почты.
Характерным признаком фальшивых фронтовых писем является несовпадение дат на штемпелях полевой почты с датой выпуска почтовой карточки или секретки.
Конкретным примером может служить письмо-секретка, адресованное на п/ящик 52573 КЭЧ Т. Гордеенко из полевой почты 11151 от Ю. Гордеенко. Бланк этой секретки выпушен типографией «Красное знамя» 10 марта 1945 года, а на имеющихся трех штемпелях полевой почты указаны даты: 5 декабря 1844 года, 30 декабря 1944 г. и 4 января 1945 г. (рис. 1).
На письме имеются отметки о передаче письма 29.12.44 г. в полевую почту 52513 и 4.1.45 г. в полевую почту 21512. Данные надписи сделаны человеком, который фальсифицировал эти письма, чтобы оправдать наличие грех штемпелей полевой почты. Письма, адресованные на почтовые ящики, не имеют никакого отношения к полевым почтам. На подобных письмах обязательно должен быть указан населенный пункт, так как эти письма поступали в общегородские почтовые отделения, которые непременно ставили на них почтовый (входящий) штемпель населенного пункта.
Почтовая карточка, на которой изображен боец красной Армии со знаменем (рис. 2), также содержит фальшивый штемпель полевой почты, что подтверждается следующими данными:
а) Почтовая карточка подписана к печати 13 ноября 1945 года, а штемпели полевой почты датирован 21 февраля 1945 года.
б) На обратном адресе указано: «гор. Москва, пр. Мира 145, кв. 41». Однако известно, что 1-я Мещанская улица г. Москвы была переименована в проспект Мира после 1950 года.
в) Если это письмо действительно прошло полевую почту в феврале 1940 года, то в этом случае должен стоять штамп военной цензуры.
г) Данное письме не могло пройти половую почту, т. к. оно адресовано в гор. Курск гражданскому лицу от гражданского лица, которые не имеют никакого отношения к полевой почте.
Почтовая карточка, адресованная в гор. Фергану до востребования, гр-ну П. Кириллову от гр-ки Э. Разбаевой из Ташкентской области, также содержит фальшивый штемпель полевой почты (рис. 3).
Данное письмо действительно прошло почту, на обороте его имеется входящий почтовый штемпель г. Ташкента. Автор фальшивок решил из этого письма сделать другое письмо, якобы прошедшее полевую почту. С этой целью он нанес на письмо надпись: «Переадресовать п/п 20857 «В» 21.11.44 подпись» и наложил фальшивый штемпель полевой почты с датой 3. 3. 44.
Известно, что письма гражданских лиц, адресованные «почтамт, до востребования», никакого отношения к полевой почте не имеют. В соответствии с установленным порядком почта не могла «переадресовать» это письмо на полевую почту. Дата переадресовки письма указана 21 ноября 1944 года, а на штемпеле — 3 марта 1944 года. Штемпель полевой почты имеет цифровой литер I, тогда как все без исключения почтовые штемпеля Министерства связи СССР и полевых почт имеют только буквенные литеры (см. п. 54 Почтовых правил Министерства связи СССР). Эту же «оплошность» допустил автор фальшивок при изготовлении одного из штемпелей, наложенного им на письмо №1. Письмо, адресованное в г. Молотов Вале Серых из полевой почты 24573 «В», имеет штемпель полевой почты, на котором автор фальшивки не смог уместить полностью номер полевой почты и поэтому на штемпеле мы читаем № 2457 вместо 24573. Собиратели знают, что со второй половины 1943 года на штемпелях не указывались номера полевых почт (рис. 4). К тому же в поддельном штампе военной цензуры серп и молот на гербе даны в зеркальном изображении.
Письмо, адресованное: ст. Восточная Сталинской обл., ул. Косиора, № 72, Стенки Л. А., содержит фальшивый штемпель полевой почты, т. к. ул. имени С. В. Косиора в 1944 году не было. На этом же письме в штампе военной цензуры серп и молот на гербе также даны в зеркальном изображении.
Письмо-секретка с портретом Л. В. Суворова адресовано п.п. 21523 Венькину Г. из полевой почты 37531 от Сидоркнна П. На письме наклеена почтовая марка СССР по каталогу ЦФА № 966 номиналом 20 коп. «Боец со знаменем», которая погашена двумя штемпелями полевой почты с датами 6 сентября 1944 г. и 7 ноября 1944 г. (см. рис. 5).
Это письмо также сфальсифицировано. В период Великой Отечественной войны все военнослужащие и их семьи пользовались бесплатной перепиской и наклеивать марку не было никакой надобности (за исключением заказных писем).
Кроме того, наклеенная почтовая марка выпущена в обращение Министерством связи СССР в апреле 1945 года и никак не могла быть погашена двумя различными штемпелями полевой почты в сентябре и ноябре 1944 года.
Вызывает большое сомнение подлинность штампа военной цензуры. На штампе серп и молот на гербе также перевернуты.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что почти все письма, адресованные в различные города Советского Союза, на которых имеются фальшивые печати полевой почты, датированы 1944—1945 гг. и на них отсутствует входящий штемпель соответствующего почтового отделения населенного пункта.
Как выяснилось, распространителем этих фальшивок является Ю. М. Орлов, проживающий в городе Коммунарске Ворошиловградской области. Он выслал около 20 писем с поддельными штемпелями членам Московского отделения ВОФ.
Орлов и ранее был замечен в неблаговидных поступках, о чем рассказывалось в фельетоне «Тройная фамилия», опубликованном в журнале «Филателия СССР» №№ 11—12 за 1968 год.
В.М.
Филателия СССР. 1973. №12.