В конце XIX — начале XX века сеть почтовых учреждений в царской России была незначительной и сосредоточивалась главным образом в городах центральной части страны. В деревнях и на окраинах страны почты, по существу, не было. Свыше 60 процентов сельских населенных пунктов вовсе не охватывалось почтовой связью. В сельских местностях европейской части России существовала так называемая «сельская», или «земская», почта, которая начала свою работу после реформы 1864 года. Уездные земства на свои средства строили почтовые станции, выпускали почтовые марки, действовавшие только в пределах данного уезда. Земская почта в каждом уезде имела свои почтовые штемпели. В белорусских губерниях также существовали земские почты, однако марок они не выпускали, не выявлено до сих пор почтовых штемпелей белорусских земских почт.
Наряду с земской существовал и другой вид сельской почты — почта при волостных правлениях. В то время в официальных документах она именовалась: «почтовые операции при волостных правлениях». Такие почты были в волостях Минской, Могилееской, Гродненской, Витебской и других губерний.
В «Правительственном вестнике за 1899 год» (№ 150) было опубликовано распоряжение Министерства внутренних дел России о временных почтовых правилах, в которых указывалось, что «волостные правления имеют право производить прием и выдачу простой и заказной корреспонденции и продажу знаков почтовой оплаты». Обязанности «почтаря» были возложены на писаря волостного правления.
Временные правила о производстве почтовых операций в волостных правлениях были «высочайше утверждены» 24 января 1900 года. По этим правилам для почтовых операций в волостном правлении имелись: «1. штемпель для почтовой корреспонденции; 2. большая и малая страховая печать; 3. два мастичных штемпеля для заказной корреспонденции и для денежных переводов; 4. доплатной штемпель». Эти правила не предусматривали применения наклеек для заказной корреспонденции.
По-видимому, мастичный штемпель для заказных писем применялся в начальный период работы почты при волостных правлениях. На заказных письмах начиная с 1910 года (по имеющимся у меня данным) применялись стандартные наклейки с наименованием волостного правления. Царскому правительству было выгодно развивать сеть «волостных почт» в сельских местностях, ибо это почти не требовало затрат, ведь для государственных почтовых учреждений требовалось специальное помещение, штат чиновников. Вот «постовые операции при волостных правлениях» и получили повсеместное распространение.
Во «Всеподданейшем отчете о состоянии Минской губернии за 1897 год» сказано, что в Минской губернии открыто одно почтовое отделение, одно почтово-телеграфное отделение, одно почтовое отделение преобразовано в почтово-телеграфное, открыто в почтовых сберегательных касс и при 25 волостных правлениях открыты почтовые операции на основании распоряжения Министерства внутренних дел, опубликованного в № 150 «Правительственного вестника за 1894 год». Каждое волостное правление имело один почтовый ящик. Всего в Минской губернии в 1397 году 57 волостных правлений производили почтовые операции.
В «Материалах по состоянию Витебской губернии за 1909 год» имеются данные о том, что «на основании правил от 24 января 1900 года о 1909 году в губернии открыты почтовые операции при 9 волостных правлениях».
Согласно временным почтовым правилам все вновь открываемые почтовые пункты при волостных правлениях получали именные календарные штемпели. Все они имели одинаковую форму, незначительно отличаясь укороченными надписями: «Вол. правл.» или «Вол. пр.» и «Мин.» или «Минск.». Есть отличие и в цифрах для проставления даты. Одни штемпели имеют только арабские цифры — для числа, месяца и года, в других — дата ставилась смешанными цифрами — месяц обозначался римской цифрой. Все оттиски штемпелей — черного цвета, только Рудобельское волостное правление применяло фиолетовую мастику (по имеющимся у меня данным). На наклейках для заказных писем — только наименование волостного правления, название губернии отсутствует.
Развитие сети волостных почт не принесло облегчения в работе почтовой службы царской России, а даже наоборот — тормозило ее, что вынуждены были признать в Главном почтовом управлении России. В циркуляре Главного почтового управления начальникам почтовых округов о состоянии почты (январь 1904 года) отмечалось, что «для сельских местностей европейской части России существуют, кроме правительственных почтовых учреждений, такие почты: 1) земская; 2) волостные правления и железнодорожные станции на основе закона 24.1.1900 г. производят почтовые операции:
а) волостные правления производят прием и выдачу простой корреспонденции и продажу знаков почтовой оплаты на основании временных правил 29.VI.1894 г.
б) железнодорожные станции прекратили прием заказной корреспонденции на основании временных правил 19.IX.1901 г.
3) Некоторые другие способы почтового обращения.
Несмотря на такое разнообразие существующих видов сельской почты, дело состоит неудовлетворительно, отчасти в силу малого открытия правительственных почтово-телеграфных учреждений и других почтовых пунктов, а главным образом из-за плохого устройства земской почты и других видов сельского почтового обращения».
Сельская почта не удовлетворяла нужды не только государства, но и населения. Не всегда справлялся со своими обязанностями и «почтарь». 1 марта 1910 года с разрешения Главного управления при Рудобельском волостном правлении Бобруйского уезда Минской губернии были открыты «почтовые операции всякого рода за исключением денежных переводов». Тогда же для Рудобельского волостного правления был введен календарный почтовый штемпель и наклейки для заказных писем.
Через 4 года после открытия почтовых операций население волости и жители села Рудобелка, неудовлетворенные работой почты, в июне 1914 года подали прошение на имя начальника Минского почтового округа об открытии в селе государственного почтового отделения. Сельская община обязалась выделить бесплатно на 3 года помещение с отоплением для почты, внести в казну 195 рублей на приобретение почтового имущества.
Начальник Минского почтового округа, пересылая просьбу рудобельцев минскому губернатору, сделал такие дописки: «в окрестностях Рудобелки проживает 12 840 жителей, в волости 113 деревень с населением 14 738 человек, почтового же учреждения не имеется». В дописках не указывалось, что почти на 15 тысяч человек в волостном правлении был всего один почтовый ящик.
Решением Главного почтового управления и администрации Минской губернии государственная почта в Рудобелке была открыта спустя 2 года— 1 июня 1916 года. Два года не очень долгий срок для открытия почтового учреждения в России в начале нынешнего века. В белорусских губерниях известны более длительные сроки. В мае 1897 года жители станции Птичь Полесских железных дорог подали прошение об открытии почтового отделения на станции, внесли деньги на почтовое имущество (195 рублей), выделили помещение. Прошение рассматривалось 19 лет. Только в апреле 1916 года государственное почтовое отделение общего типа начало свою работу на станции.
Причиной же быстрого реагирования почтовой администрации на просьбу рудобельцев об открытии государственной почты в селе было военное положение в белорусских губерниях. Сельская почта — и земская, и волостная — не справлялась с потоком корреспонденции, хлынувшей на почту от беженцев, осевших в белорусских деревнях, из военных частей, гарнизонов, госпиталей и лазаретов. Военная обстановка требовала четкой и совершенной работы органов связи.
Видимо, поэтому только в 1916 году в Минской и Могилевской губерниях было открыто 28 государственных почтовых отделений (в связи с этим в некоторых волостных правлениях почтовые операции были прекращены, в некоторых же волостях почта при правлениях работала наряду с государственной). В Пинском уезде в сентябре 1916 года в связи с военными действиями было открыто почтовое отделение общего типа в местечке Кожан-Городок, операции при волостном правлении были прекращены. Новые почтовые отделения общего типа были открыты в конце 1915 года и в течение 1916 года не только на территории Минского почтово-телеграфного округа. В циркуляре Главного почтового управления от 29 декабря 1915 года почтдиректорам и начальникам почтово-телеграфных округов сообщалось, «что взамен почтовых операций при волостных и сельских правлениях Калужской, Орловской и Тульской губерний открыты почтовые отделения общего типа». Этот же циркуляр информирует, что в Смоленском почтово-телеграфном округе закрыты все почтовые операции при волостных правлениях. К началу 1917 года в белорусских губерниях осталось незначительное количество почт при волостных правлениях, а после Великой Октябрьской социалистической революции они вообще прекратили свое существование.
Л. Колосов.
Филателия СССР. 1974. №11