Спецштемпели 1924-1933 годов

0
170

В начале тридцатых годов всевозрастающая потребность крупных предприятий, организаций и учреждений в пересылке по почте массовых однородных отправлений как внутри городов, так и за их пределы поставила перед Народным комиссариатом почт и телеграфов СССР вопрос о необходимости упрощения и рационализации существовавшего порядка приема и обработки подобной почтовой корреспонденции.

Для решения проблемы в 1924 году НКПиТ сначала циркулярной телеграммой от 11 ноября за N9 34/1013, а затем 17 ноября того же года циркулярным распоряжением разрешил Московскому почтамту рассылать партионные бандероли (партионными считались отправления в количестве не менее 100 штук) «без оплаты их почтовыми марками, а со взысканием сбора наличными деньгами и с наложением на бандероли особого штемпеля». К циркуляру был приложен рисунок штемпеля (рис. 1). (В 1927 году форма и текст штемпеля были несколько видоизменены, см. рисунок 2.)

Штемпель имел передвижные цифры для набора даты приема корреспонденции на почту и обозначения суммы почтового сбора, оплаченной отправителем. На некоторых она могла быть однозначной, двузначной или трехзначной.

На всех известных автору этой статьи оболочках бандеролей оттиск штемпеля делался черной краской на адресной стороне отправления.

Опыт применения Московским почтамтом специальных штемпелей, заменяющих почтовые марки и облегчающих процесс обработки массовых отправлений бандеролей, был распространен и на другие города.

Крупным почтовым предприятиям было разрешено применять (для обозначения оплаты сдаваемых партиями однородных по весу и виду бандеролей) ручные франкировочные штемпеля, которые изготовлялись по образцу употребляемых Московским почтамтом. На рисунке 3 изображен оттиск одного из таких штемпелей, применявшихся в 1927 году на Ленинградском почтамте. Штемпель имеет размеры 25х35 мм, текст надписей аналогичен штемпелям Московского почтамта, но в отличие от них он не снабжен передвижными цифрами для обозначения суммы почтового сбора. Она должна была вписываться почтовым работником от руки, для чего на штемпеле оставлено свободное место.

Наряду с ручными штемпелями для ускорения процесса обработки массовой корреспонденции на Московском почтамте применялся и механический штемпель (рис. 4), дающий «бесконечный» оттиск календарных штемпелей, перемежающихся с текстом: «Почтовый сбор 2 коп. взыскан наличными».

О применении Московским почтамтом такого вида штемпеля почтовый отдел НКПиТ летом 1928 года официально известил через Бюллетень НКПиТ все почтовые предприятия страны.

Вслед за использованием франкировочных штемпелей при приеме партионных бандеролей подобные штемпеля, но с соответствующими изменениями текста стали применять и для франкирования других видов массовой почтовой корреспонденции, как, например, повестки, объявления, проспекты и т. п., пересылаемые по почте.

В качестве образцов франкировочных штемпелей такого рода приводим рисунки штемпелей почтово-телеграфной конторы города Орла (рис. 5) и привокзальной почтово-телеграфной конторы Киева (рис. 6). Характерно, что в тексте этих штемпелей слово «бандероль» опущено, так как они предназначены для клеймения и других видов массовых почтовых отправлений взамен наклейки почтовых марок. Кроме штемпелей, показывающих сумму почтового сбора, для франкирования оплаченной наличными деньгами массовой почтовой корреспонденции применялись ручные и механические штемпеля без указания таковой, а лишь имеющие надпись: «Почтовый сбор взыскан наличными» (рис. 7 и 8). Оплата наличными деньгами массовых почтовых отправлений с франкировкой их взамен наклейки почтовых марок продолжалась в течение более чем 8 лет, до весны 1933 года, когда Народным комиссариатом связи СССР был издан циркуляр № НГП. 172 от 27/11— 3/1II 1933 года «Об отмене оплаты наличными деньгами иногородних почтовых отправлений, подаваемых обобществленным сектором, и партионных бандеролей». Основными причинами такого решения, как указывалось в циркуляре; являлось отсутствие «гарантии за полное поступление почтовых сборов» и сложность проверки «правильности взыскания этих сборов».

Во исполнение указанного распоряжения с 1 апреля 1933 года вся массовая корреспонденция предприятий, массовых организаций и учреждений наряду с частной корреспонденцией вновь стала приниматься почтовыми предприятиями без расчетов наличными деньгами, а с наклеенными на нее почтовыми марками.

В коллекциях многих филателистов наравне с почтовыми марками хранятся оболочки почтовых отправлений с франкировочными штемпелями периода 1924—1933 годов. Необходимо, чтобы к исследованию этого материала был привлечен широкий круг коллекционеров, чтобы результаты исследований были обобщены, а эта интереснейшая страница в истории отечественной почты получила должное отражение в литературе.

Ю. Рудников.
Филателия СССР. 1976. №5.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here