Доплатные – почтовые

0
282

Доплатные марки появились в ряде зарубежных стран еще в шестидесятые годы прошлого столетия и продолжают применяться вплоть до настоящего времени. Однако в нашей стране доплатные марки были введены только с 1 января 1924 года и применялись до 1 февраля 1926 года, то есть всего 2 года и 1 месяц.

Сначала доплатные марки имели обращение только в Москве и Ленинграде и лишь начиная с мая 1925 года, после выпуска новых доплатных марок, они были введены на всей территории Советского Союза. Доплатные марки использовались с целью уточнения учета доплатных почтовых отправлений и сбора за них соответствующей оплаты, другими словами, для наведения порядка и дисциплины в работе почты. Огромное количество неоплаченной или не полностью оплаченной корреспонденции наносило значительный ущерб нашему почтовому ведомству.

Первые советские доплатные марки были изготовлены путем производства надпечатки слова «доплата» и номинала в «копейках золотом» на изъятых ранее из обращения первых советских почтовых марках. Такое «превращение» обычной почтовой марки в доплатную стало традиционным для почтовых ведомств многих стран.

Однако в истории советской почты, помимо периода, когда почтовые марки с соответствующими надпечатками употреблялись в качестве доплатных, был еще и такой период, когда, наоборот, оригинальные доплатные марки без всяких надпечаток использовались не по своему прямому назначению, то есть для оплаты полностью или частично неоплаченной корреспонденции, а как обычные почтовые марки.

С 1 февраля 1926 года доплатные марки СССР всех номиналов использовались до 15 мая 1927 года без каких-либо надпечаток в качестве почтовых.

Похожая история произошла в 1919 году с некоторыми доплатными марками Австро-Венгрии. После распада империи часть таких марок досталась вновь созданному государству Чехословакии, почтовое ведомство которой сделало на них надпечатку: «Почта Чехословакии 1919», и марки из доплатных превратились в почтовые. Причина появления на свет этих марок ясна: марки изменили свою государственную принадлежность и были использованы так, как этого требовали интересы почтового ведомства Чехословакии.

Иные причины вызвали применение доплатных марок в качестве почтовых в нашей стране.

Введение доплатных марок было вынужденной мерой, направленной на борьбу с нарушителями почтовых правил и тарифов, установленных в связи с денежной реформой. Это мероприятие сыграло положительную роль в деле наведения порядка в оплате корреспонденции, но забот у почтовых работников не уменьшилось, а даже, наоборот, увеличилось. Ведь, помимо учета доплатной корреспонденции, надо было еще учитывать и доплатные марки, наклеивать их, гасить и т. д. и т. п. Применение доплатных марок повлекло за собой создание двух новых штемпелей: малого прямоугольного со словами «Не действительна» и большого прямоугольного — со словами «При выдаче взыскать сумму, указанную на доплатной марке».

Все это заставило Наркомат почт и телеграфов снова пересмотреть систему учета, контроля и взимания оплаты за доплатную корреспонденцию и отменить с 1 февраля’ 1926 года наклеивание доплатных марок на всю доплатную корреспонденцию, то есть ввести такой же порядок, какой существовал до введения доплатных марок.

В «Каталоге почтовых марок и цельных вещей», изданном в 1928 году под редакцией Ф. Г. Чучина, говорится: «1926. Февраль. Доплатные марки № 11—30 ввиду 1) отмены употребления их для наклеивания на доплатные письма, 2) отсутствия мелких достоинств марок, 3) повышения почтовой таксы, потребовавшей новых сочетаний почтовых знаков и новых достоинств, употреблялись как почтовые в большинстве случаев без всяких надпечаток и надписей. Известны, однако, надписи и наложение особого штемпеля как на самих марках, так равно и на конвертах с указанием, что эти марки заменяют почтовые. Коллекционный интерес представляют главным образом на целых конвертах, открытках и т. п. Подобная замена хотя и не была официально допущена, но первоначально и не запрещалась».

Дальше в этом же каталоге читаем: «Применение доплатных марок по своему прямому назначению отменено с 1 февраля 1926 года. В некоторых провинциальных учреждениях их использовали в качестве обыкновенных почтовых».

Применение доплатных марок СССР в качестве почтовых и столь необычная для нашей почты франкировка почтовых отправлений доплатными марками сразу же привлекли внимание филателистов, о чем красноречиво свидетельствуют две небольшие заметки, опубликованные в 1-м номере журнала «Советский филателист» за 1926 год.

Первая из них под заголовком «Находчивость почты» сообщает читателям: «Во второй половине февраля с. г. при перемене тарифа на простые письма в Таганрогской конторе не оказалось почтовых марок 8-копеечного достоинства и копеечных марок. Контора не растерялась и в течение нескольких дней продавала к 7-копеечным почтовым маркам доплатные марки в 1 коп. Таким образом, доплатные марки были введены в число знаков общей почтовой оплаты. На конверте эти марки будут иметь некоторую ценность, имея в виду их краткое существование как почтовых».

Во второй, еще более краткой заметке говорится: «14 февраля Крымотделом Союза Рабпроса получено из Севастополя письмо, франкированное 8-копеечной доплатной маркой. Марка заштемпелевана Севастопольской конторой, сверху штемпель: «За неимением почтовой, оплачено доплатной».

В качестве иллюстрации в журнале был помещен рисунок, изображающий вырезку из конверта с наклеенными на него двумя марками — одна почтовая номиналом в 7 копеек, вторая — доплатная номиналом в 1 копейку. Обе марки погашены обычным почтовым календарным штемпелем: «Таганрог Сев. Кавк. 26.2,26».
Следует указать, что этот же снимок был помещен и в «Каталоге почтовых марок и цельных вещей», изданном в 1928 году. По-видимому, составители этого каталога другими почтовыми документами, свидетельствующими о практическом применении доплатных марок в качестве почтовых, не располагали.

Есть сведения по этому вопросу и в «Каталоге почтовых марок РСФСР и СССР», изданном в 1933 году.

К сожалению, других печатных материалов о применении доплатных марок СССР в качестве почтовых не обнаружено.

Естественно, что, не располагая достаточными материалами, составители каталогов советских почтовых марок не были в состоянии полно и правильно охарактеризовать это исключительно интересное явление.

Об этом свидетельствует и информация «Каталога почтовых марок СССР 1918—1969 гг.», изданного ЦФА «Союзпечать» Министерства связи СССР в 1970 году: «1925. Январь— ноябрь. Доплатные марки. Специальный выпуск с текстом «Доплата». П. литографская на бумаге без водяного знака. С зубцами (январь — февраль). П. типографская на бумаге без водяного знака и с водяным знаком «ковер». Рам. 12 (май — ноябрь). (Далее следует перечисление этих марок.— П. М.). Как доплатные использовались до 1 февраля 1926 года, а в дальнейшем — для прочих служебных целей (в отдельных случаях и как знаки почтовой оплаты). Изъяты 15 мая 1927 года».

В приведенном тексте ошибочно говорится об использовании этих марок «в дальнейшем — для прочих служебных целей», также неверно утверждение, что они использовались как знаки почтовой оплаты «в отдельных случаях».

Конкретных примеров использования доплатных марок «для прочих служебных целей», как утверждается в каталоге, еще никто не обнаружил. А то, что они были использованы как почтовые знаки оплаты в широком масштабе, а не «в отдельных случаях», подтверждается многочисленными материалами, имеющимися в коллекциях ряда советских филателистов, в том числе и у автора настоящей статьи. Из этих материалов, а также некоторых других источников следует, что доплатные марки СССР без каких-либо надпечаток и надписей использовались как обычные почтовые марки по меньшей мере а 70 почтовых учреждениях страны.

Вполне понятно, что эти данные не являются полными и тем более исчерпывающими, так как они составлены только на основании сохранившихся конвертов и бланков сопроводительных адресов с наклеенными на них доплатными марками, а таких почтовых документов в известных нам филателистических коллекциях представлено очень мало. Глубокое же исследование этого вопроса возможно только на основании подлинных почтовых отправлений с наклеенными на них доплатными марками, прошедшими почту, а также на блоках этих марок, погашенных соответствующим почтовым календарным штемпелем после 1 февраля 1926 года. Отдельные марки, даже имеющие почтовый штемпель, не пригодны по двум причинам.

Во-первых, доплатные марки миниатюрны, и ни один календарный штемпель не помещается на них целиком. Так, если на марке имеется отпечаток части штемпеля с названием почтового отделения, то, как правило, отсутствует дата гашения, а если есть дата, то нет названия почтового отделения.

Вторая причина заключается з том, что только по одной марке, даже с хорошим, отчетливым штемпелем нельзя определить вид почтового отправления, от которого эта марка была отделена.

Об использовании доплатных марок в качестве почтовых не «в отдельных случаях», а в большом количестве свидетельствуют и обнаруженные к настоящему времени франкированные этими марками простые закрытые письма (местные и иногородние), почтовые карточки, заказные закрытые письма, корреспонденции «спешной почты», бланки сопроводительных адресов. Причем имеется несколько конвертов от заказных писем со штемпелями одного и того же почтового отделения, как, например: два конверта с доплатными марками номиналом в 2 копейки, двумя стандартными 2-копеечными и одной 10-копеечной марками, отправленные из почтового отделения Давлеканово Башкирской АССР 23 марта 1926 года и один конверт с двумя 2-копеечными доплатными марками и двумя стандартными 7-копеечными марками, проштемпелеванный в том же отделении 27 апреля 1926 года.

Исследование календарных штемпелей на сохранившихся почтовых отправлениях, франкированных доплатными марками, показывает, что наибольшее количество почтовых штемпелей имеет даты февраля, марта, апреля, мая, июня и июля 1926 года. Причем наиболее ранняя дата, известная автору — 5.11.1926—стоит на штемпеле, принадлежащем почтовому вагону № 265, курсировавшему на линии Бочкарево — Владивосток, а наиболее поздняя — 25.Х.1927 — указана на штемпеле почтового отделения Кореиза Крымской области. Кроме того, существуют еще и другие конверты с доплатными марками, использованными в качестве почтовых со штемпелями 1927 года. Если даже предположить, что почтовые штемпели датированы 1927 годом по ошибке почтовых работников, то достаточно и того, что доплатные марки в качестве почтовых использовались в течение длительного времени в 1926 году.

Характерным в применении доплатных марок СССР в качестве почтовых является то обстоятельство, что ни одного конверта или какого-либо другого почтового документа, франкированного этими марками, со штемпелем Москвы или Ленинграда до настоящего времени не обнаружено. Это дает основание полагать, что франкирование почтовых отправлений доплатными марками производилось, как правило, в периферийных почтовых учреждениях, где к моменту повышения почтового тарифа и отмены наклейки доплатных марок на доплатную корреспонденцию почтовых марок нужных номиналов было недостаточно или они полностью отсутствовали.

Подтверждается это и тем, что одни почтовые документы того времени полностью франкированы доплатными марками, другие, как принято говорить, имеют смешанную франкировку — в данном случае оплачены одновременно и почтовыми, и доплатными марками.

Перечисленные факты дают основание утверждать, что во всех каталогах почтовых марок, изданных до настоящего времени, сведения о применении доплатных марок СССР в качестве почтовых изложены в той или иной степени не точно, а иногда и просто ошибочно.

Поэтому в новом каталоге почтовых марок СССР сведения о доплатных марках следовало бы изложить примерно в такой редакции: «1925. Май — ноябрь. Доплатные марки. Специальный выпуск с текстом «доплата». Как доплатные марки использовались до 1 февраля 1926 года, а затем, в связи с отменой наклеивания их на доплатную корреспонденцию, применялись многими почтовыми учреждениями в качестве обычных почтовых марок, вплоть до изъятия 15 мая 1927 года».

В 1927 году в целях ликвидации запасов доплатных марок выпуска 1925 года Наркомпочтель превратил их в обычные почтовые марки путем специальной надпечатки нового наименования и стоимости.

Надпечатка произведена черной блестящей краской типографским способом в три горизонтальные строчки: «Почтовая марка коп. 8 коп.».

Этот выпуск, как и следовало ожидать, дал большое количество разновидностей, так как в перепечатку поступили все типы оставшихся доплатных марок.

В таком виде, с надпечатками, доплатные марки применялись для франкировки почтовой корреспонденции вплоть до полного их израсходования.

На одном из конвертов с такими марками, имеющемся в моей коллекции, стоит почтовый календарный штемпель «Владивосток 13 февраля 1929 г.». По-видимому, эта дата является одной из наиболее поздних в применении доплатных марок СССР с надпечаткой в качестве почтовых.

П. Мазур.
Филателия СССР. 1974. №12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here