В то время как подделки в ущерб почте нередко расцениваются специалистами очень высоко, подделки в ущерб коллекционерам имеют незначительную ценность. В лучшем случае они собираются экспертами как материал для сравнений. Изготовители фальсификатов выбрасывают на филателистический рынок ничего не стоящие клочки бумаги, по возможности гашенные поддельными штемпелями, стремясь получить за них хорошую цену. Многих коллекционеров, слабо сведущих в филателии, соблазняют невысокие цены на эти, чаще всего «редкие» марки, и предлагаемый материал быстро расходится по альбомам.
Особенно много коллекционеров стало жертвами фальсификаторов на рубеже XIX и XX столетий, когда марки собирали в одиночку, не чувствуя необходимости объединения в кружки и общества. Необычайно ловко использовали страсть коллекционеров к старым, маркам японские фальсификаторы. Стандартные марки Японии первых выпусков (1871—1879 гг.) были подделаны в громадных количествах, погашены фальшивыми штемпелями и бойко сбывались ничего не подозревавшим иностранцам. Даже специальный японский закон, предписывавший обозначать иероглифом фальсифицированные почтовые марки, не находящиеся в обращении, оказался бессилен — ведь большинство европейцев не было знакомо с японской письменностью. Кроме того, иероглифы «сан-ко» и «мо-цо» («подделка») делались настолько миниатюрными и были так ловко запрятаны между деталями орнамента, что даже специалисты обнаружили их лишь много позднее.
Ловкие фальсификаторы орудовали и в Германии. Одним из крупнейших среди них был Жорж Фурэ. проживавший в Берлине француз, издатель филателистического журнала «Берлинер иллюстритрте бримаркен цейтунг». выходившего в 1879—1887 гг. Фурэ имел доступ к клише, применявшимся для печатания знаков почтовой оплаты на конвертах старо-германских государств. Используя их, он начал изготовлять «редчайшие» маркированные конверты, каких почта вообще никогда не выпускала.
Другим крупным фальсификатором оказался Фурнье из Женевы, который ловко подделал громадное количество редких марок. После его смерти Швейцарский союз филателистов завладел большими запасами подделок и складом фальшивых клише и штемпелей. Из этих запасов было скомплектовано некоторое количество «Альбомов Фурнье», предназначенных для экспертизы. Сейчас «Альбом Фурнье» очень редко встречается и то только на аукционах, так как весь его «тираж» в количестве 500 экземпляров рассеялся по миру.
При продаже с аукциона громадной коллекции Феррари среди находившихся в ней редкостей было обнаружено немало фальшивок. Ведь всей Европе было известно, что Феррари усиленно охотится за редкими марками и платит любые суммы, лишь бы пополнить свои коллекции. Этим воспользовались многие фальсификаторы. Они изготовляли «специально для Феррари» многочисленные «разновидности», используя оригинальные клише и бумагу. Преднамеренно изготовленная макулатура вошла в историю филателии под именем «ферра-ритетов». К. ним относятся, прежде всего, марки с двойной и тройной печатью, марки с двусторонней печатью, ошибки в зубцовке, марки со сдвинутыми и перевёрнутыми надпечатками. Этим проделкам содействовало то обстоятельство, что контроль в типографиях был не таким строгим, как теперь, особенно, если заказы на печатание марок выполнялись частными предприятиями. Кроме того, некоторые почтовые администрации не усматривали ничего предосудительного в том, что печатные формы продавались всем желающим сразу же после того, как прекращалось почтовое обращение напечатанных с них марок. Законодательство в прежние времена невольно приходило на помощь фальсификаторам почтовых марок в ущерб коллекционерам. Если какой-либо мошенник оказывался разоблачённым, но при этом выяснилось, что он не подделывал курсирующие марки собственной или какой-либо зарубежной страны, то филателистам было очень трудно добиться его осуждения. Обычно такие мошенники утверждали, что они не рекламировали свои изделия как оригинальные марки и требовали за них лишь цену, покрывавшую их собственные расходы. Каждому филателисту, мол, предоставляется свобода выбора — покупать ли дешёвые имитации для заполнения пропусков в альбоме или не покупать. Так фальсификаторы почти всегда добивались оправдания «за недостаточностью улик».
Иногда и с настоящими марками проделываются различные манипуляции, повышающие их в цене. В тех случаях, когда гашёная марка стоит значительно дороже такой же негашёной, настоящие марки гасятся уже после их изъятия из обращения оригинальными или фальшивыми штемпелями. Наоборот, с марок погашенных чернилами или цветным карандашом, гашение удаляется, чтобы создать иллюзию более дорогой, негашёной марки. Марки с перфорацией в виде зубцов или проколов превращаются в беззубцовые, а на беззубцовых делается перфорация. Если существуют редкие разновидности по цвету или оттенкам, то предпринимаются попытки получить их из обычных экземпляров при помощи химической обработки.
Для распознавания фальшивок необходимо обладать значительным филателистическим опытом и специальными приборами — микроскопом, микрометром, кварцевой лампой и др. Насколько трудно бывает иногда отличить подделки от настоящих экземпляров, хорошо видно на примере выпущенных в 1920 г. немецких марок с надпечаткой «Saare». Настоящие надпечатки изготовлялись днём под наблюдением французских офицеров и почтовых чиновников, а подделки выпускались в той же типографии ночью «подпольной сменой». Для изготовления фальшивых надпечаток использовались оригинальные клише и литеры. Подделки можно узнать лишь по сорту краски, так как машины, на которых производилась работа днём, на ночь опечатывались и фальсификаторам приходилось пользоваться другими машинами, заправленными другой краской. По этим, хотя и минимальным, отклонениям специалисты распознали, что настоящее, а что поддельное. В настоящее время борьба с подделками составляет значительную часть филателистической исследовательской работы. Она приносит огромную пользу, и едва ли можно обнаружить фальшивки, которые не были бы распознаны вскоре после их появления.
Не столь опасны для коллекционеров так называемые фантастические выпуски. Как только выясняется, что тот или иной выпуск является результатом труда и фантазии спекулянтов, каталоги предупреждают об этом.
Фантастические выпуски чаще всего приписываются неким экзотическим государствам и снабжаются надписями на выдуманном «языке». Иногда мошенники останавливают своё внимание на какой-либо реально существующей стране, в которой прошли военные действия и выдумывают какое-нибудь правительство или армию, якобы существовавшие на её территории. Им они приписывают продукты собственной фантазии, с помощью которых намереваются обмануть коллекционеров. Известно, например, значительна число фантастических выпусков, приписываемых к периоду интервенции и гражданской войны в СССР.
К сожалению, нередко бывает трудно отделить пшеницу от плевел, особенно в тех случаях, когда спекулянты располагают связями в филателистических кругах. В таких случаях некоторое количество фальшивок преподносится в подарок видному коллекционеру с подробным объяснением истории появления «случайно обнаруженных» марок. Гордый доверием, он нередко публикует своё «открытие» в специальных журналах, и в результате мошеннический выпуск постепенно вводится в филателистический обиход.
После второй мировой войны не скупились на выпуск марок так называемые «эмигрантские правительства», обосновавшиеся в столицах западных стран. Об этих «знаках почтовой оплаты» не стоит и говорить, так как действительными могут быть признаны лишь те марки, которые выпущены администрациями, располагающими на территории своей страны почтовой службой, и действительно применялись для франкировки корреспонденции. Даже каталоги и обширные статьи в специальной прессе не в силах превратить эти пёстрые картинки в настоящие марки.
Были и такие случаи, когда оказывались чистой воды фальсификатами «почтовые» марки неких якобы вновь возникших государств. Чаще всего подобные выпуски производились по инициативе одной нью-йоркской фирмы, пользующейся сомнительной репутацией. Последний поход на карманы коллекционеров был организован ею в 1955 г., когда появились марки «Республики Малуку Селатан» («Южномолуккской республики»). Их отпечатала, как ни странно, государственная австрийская типография в Вене. Впоследствии выяснилось, что заказ на экзотические марки типография получила не от «правительства» несуществующей республики, а от ловкого спекулянта.
Легче всего обнаружить подделки в тех случаях, когда их рисунок чем-то отличается от рисунка оригинальных марок, зубцовка не совпадает с зубцовкой подлинников или они отпечатаны иным способом, не говоря уже о водяном знаке на бумаге. Уже по одной этой причине желательно, чтобы каждый коллекционер знал, как распознавать и отличать друг от друга различные способы печати. Тем более, что случается и так, что даже один и тот же выпуск настоящих марок печатается различными способами.