Почтовое обращение революционных марок 1918 года

0
387

Одним из наиболее достоверных доказательств почтового обращения марок является, как известно, наличие оттиска календарного штемпеля на почтовом отправлении.

К сожалению, сохранившихся почтовых отправлении, франкированных революционными марками 1918 года, не так много. Мне известны только 23 коллекции, из них 9 зарубежных, содержащие такие материалы. Значительно чаше встречаются те же марки, гашеные календарными почтовыми штемпелями, отличающимися не только по названиям населенных пунктов, но и по характеру почтовых учреждений.

По географическому признаку почтовые штемпеля на революционных марках можно разделить на семь групп:
1) столичных городов (Москва, Петроград, Киев, Рига. Вильнюс);
2) губернских и областных городов;
3) уездных и других городов;
4) поселков городского типа, сел и деревень;
5) почтовых отделений волостных управ;
6) почтовых и почтово-телеграфных отделений железнодорожных станций и вокзалов;
7) почтовых железнодорожных вагонов.

Кроме того, штемпеля отличаются еще и по характеру почтовых учреждений, производивших операции с корреспонденцией, франкированной революционными марками, как-то:
1) почтамты;
2) экспедиции наиболее крупных почтамтов;
3) номерные почтовые и почтово-телеграфные отделения крупных городов;
4) городские почтово-телеграфные отделения и конторы;
5) привокзальные почтовые и почтово-телеграфные отделения.

Не обнаружены до настоящего времени на революционных почтовых марках штемпеля портовых и пароходных почтовых отделений. Вполне возможно, что такие почтовые учреждения в 1918-1921 годах не функционировали.

Встречаются отдельные революционные почтовые марки, погашенные овальными доплатными штемпелями, а также прямоугольными. Назначение последних пока не установлено. Известно одно почтовое отправление с революционными марками, погашенными резиновым штемпелем.

Как правило, революционные почтовые марки гасились штемпелями дореволюционного производства, с нормальным русским шрифтом и старой орфографией (буква «ять», «ъ» при окончании названии почтового отделения на согласную букву, а также «и» с точкой). Однако эти марки встречаются и гашеные штемпелями, изготовленными уже после революции: Киев на украинском языке (Киiв), Рига латинскими буквами (RiGa).

Революционные марки использовались для почтовых отправлений различного назначения. В моей коллекции имеются франкированные революционными марками почтовые отправления следующих видов:
— простые открытые и закрытые письма:
— заказные открытые и закрытые письма;
— ценные письма (конверты);
— бланки почтовых денежных переводов;
— бланки почтовых посылок.

Бандеролей, как простых, так и заказных, франкированных революционными марками, мне никогда не приходилось видеть или читать о них в филателистической литературе.

К настоящему времени мне удалось собрать и систематизировать 305 штемпелей 266 различных населенных пунктов, 50 губерний и областей (см. табл.):

Почтовое обращение революционных марок 1918 года
Почтовое обращение революционных марок 1918 года

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Таблица наглядно отражает положение молодой Советской республики, находившейся в первые годы своего существования в огненном кольце гражданской воины.

Почтовые штемпеля на революционных марках с датами 1918 года, когда власть Советов существовала только в центральных районах, найдены с названиями почтовых отделении лишь 15 губерний. С датами 1919 года на марках выявлены штемпеля почт 36 губерний, а 1920-го — 29 губерний. Некоторое сокращение районов обращения марок в 1920 году могло быть вызвано израсходованием их запасов в той или иной губернии.
Возможно, что автору просто не удалось разыскать штемпеля на этих марках из других губерний и областей, где они продолжали курсировать и в 1920 году.

В 1921 году штемпеля на революционных почтовых марках представлены только из шести губерний.

Такое резкое уменьшение вполне закономерно. В 1921 году согласно распоряжению Наркомата почт и телеграфов все почтовые марки, находившиеся в обращении, в том числе и революционные, подлежали изъятию, поскольку в августе были выпушены новые марки РСФСР. Однако до тех пор, пока новые марки не поступили в отделения связи» для оплаты корреспонденции продолжали применять все имеющиеся знаки почтовой оплаты.

В 1922 году известно гашение революционной марки только в Сыр-Дарьинской области (Мерке), а с датой 1923 года — во Владимирской губернии.

2. Почтовые штемпеля на революционных марках 1918 года известны также:
Москва (1, 3, 5, 8, 15, 25, 33, 62-е почтовые отделения. Московский почтамт, 1, 3, 5-я экспедиции почтамта);
Петроград (1, 2, 3, 9, 38, 53, 69-е почтовые отделения, 1, 3, 5-я экспедиции почтамта, привокзальное почтовое отделение);
Саратов (с индексами: 1, 2, К, Ф);
Нижний Новгород (с индексами: 1.2);
Воронеж (с индексами: а, б, 2-е гор. отд.);
Самара (с индексами: 2, Ф);
Киев (с индексами: вокзал, 12в, Ж, а также штемпель с украинскими буквами);
Рига (один штемпель с русскими буквами, большой штемпель с латинскими буквами и малый штемпель с латинскими буквами);
Почтовые вагоны (11 — Москва -Нижний Новгород, 125 — Псков — Порхов, 219 — Москва — Новосокольники).

В таблице перечислены все штемпеля на революционных почтовых марках, как имеющиеся в моей коллекции, так и учтенные в собраниях филателистов, любезно помогавших мне в составлении коллекции и в обобщении публикуемых материалов.

Понятно, что даже этот немалый перечень нельзя считать полным и законченным по многим причинам. До настоящего времени не обнаружено ни одного почтового штемпеля Пермской, Донской, Ставропольской, Екатеринодарской, Таврической и некоторых других губерний, где, по всей вероятности, революционные почтовые марки также находились в почтовом обращении.

По отдельным губерниям и областям: Тверском, Красноярской, Тамбовской, Астраханской, Уральской, Полтавской, Курской, Харьковской, Екатеринославской, Минской, Иваново-Вознесенской и другим, обнаружено всего по одному почтовому штемпелю Навряд ли в этих губерниях и областях революционные марки продавались только в одном почтовом отделении.

Кроме того, не обнаружены марки со штемпелями многих губернских городов (Орел. Вятка, Уфа, Астрахань, Полтава, Чернигов, Житомир, Каменец-Подольск, Херсон, Могилев, Витебск, Тверь, Смоленск, Рязань, Тамбов. Кострома и другие), хотя на территории указанных губернии революционные марки находились в обращении.

По ряду губернии удалось обнаружить только по два-три штемпеля, что также явно недостаточно для того, чтобы составить хотя бы приблизительно карты распространения революционных марок на их территориях.

Зато по некоторым губерниям, число которых не велико, обнаружены на революционных марках штемпеля до 15-16 почтовых отделений.

Нельзя не указать на то обстоятельство, что штемпеля почтовых учреждений ряда губернии имеют даты только одного и того же года, а иногда двух лет (см. табл.), хотя вполне логично предположить, что в этих губерниях революционные марки могли находиться в обращении три-четыре года (1918-1921). Так например, все имеющиеся в моей коллекции и известные мне в десятках экземпляров революционные марки, находящиеся в коллекциях других филателистов, со штемпелями Ярославской губернии имеют даты только 1919 года. Штемпеля с датами только 1919 года известны также по Астраханской, Тамбовской, Минской и Харьковской губерниям и Уральской области. В то же время все штемпеля Вятской губернии на революционных марках имеют даты лишь 1920 года. Штемпеля из Воронежской губернии имеются только 1918 и 1920 годов, а штемпелей с датами 1919 и 1921 годов не обнаружено.

Штемпеля Киевской губернии известны лишь с датами 1919 и 1921 годов. Почему нет штемпелей 1918 года- это понятно каждому: ведь в это время почти вся Украина была оторвана от Советской республики. Но почему на революционных марках нет киевских штемпелей 1920 года, пока не ясно.

Также естественно, что штемпеля Архангельской губернии известны только 1920 и 1921 годов; в 1918-1919 годах часть территории этой губернии была оккупирована. Штемпеля Бухары и Самарканда известны лишь с датами 1920 года; по-видимому, причины этому такие же, как для Архангельской губернии.

Почти невозможно объяснить, почему штемпель Сыр-Дарьинскон области имеется только с датой 1922 года, а штемпеля Владимирской губернии существуют с датами 1918, 1919, 1920 и даже 1923 годов.

Штемпеля Витебской, Вологодской, Могилевской, Самарской и Симбирской губерний имеются 1918, 1919 и 1920 годов.

Штемпеля Полтавской и Екатеринославской губернии известны только по одному экземпляру 1921 года. Зато штемпеля Московскон п Петроградской губерний известны 1918, 1919, 1920 и 1921 годов.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что для филателистов, которые по моему примеру пожелают продолжить исследование почтового обращения революционных почтовых марок, существует еще много «белых пятен», заслуживающих выяснения и изучения. В историческом аспекте особенно интересно и важно собрать и описать штемпеля на революционных почтовых марках тех губерний и областей, на территории которых во время гражданской войны (1918-1921 гг.) действовали различного рода контрреволюционные формирования и интервенты. Возможно, что в ряде случаев марки со штемпелями могут стать цепными документами для уточнения дат становления нового, социалистического строя в том или ином населенном пункте.

Сейчас для доказательства того, что революционные почтовые марки были в почтовом обращении длительное время и во многих губерниях и областях нашей страны, имеется достаточное количество и официальных и филателистических документов. Нельзя только перечислить губернии и области, где они, возможно, по тем или иным причинам не находились в обращении. Может, мне просто не повезло, и я не смог найти и приобрести революционные почтовые марки с почтовыми штемпелями всех остальных губерний и областей.

Любовь к родной земле, ее истории, к родному городу или селу присуща каждому, а особенно любознательным людям и, тем более, филателистам. Славное революционное прошлое, борьба за установление Советской власти в том или ином районе нашей необъятной Родины интересовали, интересуют и будут всегда интересовать не только филателистов. И в этом отношении коллекции революционных почтовых марок со штемпелями тех лет могут оказаться большим и интересным подспорьем.

Каждому совершенно ясно, что в годы гражданской войны и интервенции советским людям было не до филателии. Разруха и голод также не способствовали сохранению филателистических материалов, и в частности революционных почтовых марок. Кроме того, не следует забывать, что с 1 января 1919 года по 1921 год в нашей стране основная масса почтовой переписки, а именно открытая и закрытая простая корреспонденция, пересылалась бесплатно. Это немаловажное обстоятельство значительно повлияло на число почтовых отправлений, франкированных революционными почтовыми марками. К этому следует добавить, что во всей стране в то время в обращении находились еще и марки дореволюционных и местных выпусков.

Есть еще одна серьезная причина, поясняющая, почему теперь трудно разыскать и приобрести гашеные революционные марки. Ведь долгое время, почти 46 лет, о них официально говорилось как о выпуске Керенского, а последние 20 лет они вовсе были исключены из советских каталогов почтовых марок. Поэтому те, кто собирал марки царской России, революционными марками, как правило, не интересовались, а те, кто собирал советские марки, начинали свою коллекцию марками РСФСР, выпущенными в августе 1921 года. Никто революционными марками, тем более гашеными, не интересовался, за исключением сравнительно небольшой группы филателистов, коллекционирующих почтовые марки гражданской войны.

Все вышеизложенное говорит о том, что ко всем сохранившимся революционным маркам, особенно к различного рода почтовым документам с этими марками, следует относиться с особым вниманием.

После того, как революционные марки были помещены под номерами 1 и 2 в прейскуранте розничных цен, выпушенном в 1969 году Центральным филателистическим агентством «Союзпечати» Министерства связи СССР, ни у кого уже не вызывает сомнения, что именно эти марки являются действительно первым выпуском почтовых марок Советской России.

Даже в каталоге французской фирмы «Ивер», издания 1971 года, уже не говорится, что революционные почтовые марки 1918 года являются выпуском Керенского, как это печаталось в нем на протяжении многих десятков лет. Однако в весьма популярном каталоге «Цумштейн» 1971 года эти марки по-прежнему неверно называются выпуском Керенского, хотя в 1924 году, то есть почти полвека назад, «Цумштейн» называл те же марки большевистским выпуском. Думается, что в скором времени издатели каталога исправят ошибку.

Для установления полной карты распространения и почтового обращении первых советских революционных почтовых марок следовало бы всем филателистам, имеющим такие марки со штемпелями, еще раз хорошенько просмотреть их и в случае обнаружения новых названии почтовых учреждении, не помещенных в приведенной таблице, сообщить об этом в редакцию журнала или лично автору статьи, который заранее приносит свою искреннюю благодарность.

П. Мазур. «Филателия СССР», 1971, № 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here