Разновидности первых марок РСФСР

0
502

В четвертом издании каталога почтовых марок РСФСР и СССР, вышедшем в 1933 году, революционные почтовые марки указывались под номерам и 1 и 2. О них в каталоге говорится следующее:

«Марки оригинального рисунка. Простая типографская печать. Плотная белая бумага без водяных знаков, с меловой сеткой, с зубцами 13 35 коп. синяя, светло синяя, без зубцов. 70 коп. коричневая. Существует несколько тиражей 35-копнеечной марки. В каждом тираже имеются марки, представляющие определенные разновидности. В листах первого тиража у 34-й марки верх рамки выгнут. В листах первого и третьего тиражей у в горой марки в слове «КОП.» буквы «о» и «П» напечатаны без соединительного штриха.

Во втором и четвертом тиражах у 12 м марки в слове «коп.» буква «п» получилась со щербинкой, клише 33-й марки помещено в листе несколько выше клише 32-й и 34-й марок; у 54-й марки в слове «коп.» заметны белые точки вверху и внизу буквы «п». Кроме того, в третьем и четвертом тиражах на горизонтальных полях листов напечатана кайма шириной около 3 мм.

Марки этого выпуска известны разных оттенков, без меловой сетки, с сеткой на клеевой стороне, с краской на клеевой стороне, неправильной перфорацией и прочими дефектами. Существуют марки без зубцов с одной стороны. Из таких экземпляров подделывают полностью беззубцовые марки». Тираж этого каталога почтовых марок РСФСР и СССР был небольшим — всего 6500 экземпляров. Сейчас его найти трудно. Однако полное описание революционных почтовых марок содержится только в нем. Вот почему мы сочли целесообразным опубликовать полностью эти данные.

Таблица марочного листа 35 коп.

За прошедшие 35 лет в результате изучения и исследования революционных почтовых марок выявлено много нового.

Справедливости ради следует указать, что исследовательские материалы о первых советских почтовых марках появлялись и за рубежом, в частности в Англии, Франции, Болгарии и США. Эти материалы характеризуют некоторые разновидности революционных почтовых марок.

Ниже приводится описание всех разновидностям первых знаков оплаты советской почты.

Прежде, чем их перечислить, стоит указать, что во всех каталогах и справочниках, а также в другой филателистической литературе приводится снимок только одной марки номиналом в 35 или 70 кои. Этим самым как бы утверждается, что рисунок марок одинаковый. В действительности же, если присмотреться внимательно, то можно заметить, что рисунок марок имеет некоторые различные детали. Довольно заметно отличаются друг от друга орнаменты в верхних углах марок.

Обе марки печатались па бумаге разных сортов — плотной белой, тонкой, чисто белой и желтоватой, но, как правило, с ромбовидной вертикальной меловой сеткой. Однако изредка встречаются марки и без сетки, а также с сеткой на клеевой стороне. Еще реже попадаются марки, на которых меловая сетка нанесена частично.

Общей для обеих марок является зубцовка — 13 1/2. Отпечатаны они типографским способом но 100 штук в листе с перфорацией и без зубцов. Однако 70-копеечные беззубцовые чрезвычайно редки.

Имеются марки с пропуском и сдвигом перфорации, нечеткой и рваной перфорацией, а также с отпечатками рисунка на клеевой стороне.

Таблица марочного листа 35 коп. II тиража

На обеих марках есть инициалы художника «Р» и «3». Кстати, ни на каких других наших марках подобных надписей нет.

Все вышеуказанные разновидности характерны для двух марок, но есть и такие, которые присущи только одному номиналу.

В листах 35-копеечных марок первого тиража встречаются следующие разновидности и полиграфические погрешности:
1) 2-я марка листа — штрих между буквами «о» и «п» в слове «коп.» разорван:
2) 5-я марка листа — точка внутри буквы «О» в слове «РОССIЯ»;
3) 9-я марка листа — верхний угол рамки тупой;
4) 29-я марка листа — верхний угол рамки разбит;
5) ЗФя марка листа — верх рамки выгнут;
6) 56-я марка листа — рамка сбоку внизу разбита;

7) 99-я марка листа — тонкие буквы и разрыв между буквами «I» и «Я» в слове «РОССIЯ»;
8) Внизу между марками 8 и 9; 18 и 19; 28 и 29; 38 и 39; 48 и 49; 58 и 59; 68 и 69; 78 и 79; 88 и 89; 98 и 99 пропуск перфорации.

В листах 35-копеечных марок второго тиража:
1) 12-я марка — буква «П» слова «коп.» со щербинкой сверху;
2) 17-я марка — рамка сбоку внизу тонкая;
3) 28-я и 39-я марки — штрих между буквами «о» и «п» в слове «коп.» разорван;
4) 32 я и 33-я марки — клише выше 31-й в 34-й марок;
5) 46-я марка — верхний левый угол рамки разбит;

Таблица марочного листа 70 коп.

6) 54-я марка — точки вверху и внизу буквы «п» слова «коп.»;
7) Сдвиг меловой сетки на листе слева вверх направо.

Листы третьего и четвертого тиражей отличаются лишь тем, что на горизонтальных полях листов напечатана синяя кайма шириной около 3 мм. Так как почтовые марки коллекционируют обычно одиночными экземплярами или, что бывает реже, кварт-блоками, большого значения отличие полей и мелких деталей рисунков на них не имеет. Специальным интерес они могут представлять лишь для исследовательской работы.

Марки достоинством в 35 коп. встречаются темно-синие, синие и светло-синие.
В листах марок достоинством в 70 коп. есть такие погрешности:
1) 12-я марка — разрыв между буквами «I» и «Я» в слове «РОССIЯ»;
2) 69-я марка — точка над буквой «к» в слове «коп.»;
3) 83-я марка — буква «о» в слове «коп.» разбита внизу;
4) Между марками 4 и 14; 24 и 34; 44 и 54: 64 и 74; 84 и 94 пропуск перфорации.
Кроме того, на одной из марок достоинством в 70 коп. (такой экземпляр имеется у меня в коллекции) разбита рамка сверху.

Марки достоинством в 70 коп. встречаются темно-коричневые, коричневые и светло-коричневые.

Немалый интерес для филателистов представляет и почтовое обращение этих марок с октября 1918 года по апрель 1921 года. Как известно, то время было наиболее трудным и сложным для молодого Советского государства. Шла гражданская война. Созданная в феврале 1918 года Красная Армия вели успешную борьбу с белогвардейцами и иностранными интервентами. Естественно, что в почтовом обращении революционных марок отразились многие особенности, связанные со становлением и укреплением Советской власти в различных районах России, народ которой начал строительство новой жизни.

Чтобы составить ясное представление об использовании революционных марок для оплаты почтовой корреспонденции, попытаемся разобраться в том, как эти марки курсировали в 1918, 1919 и 1921 гг.

1918 год. Лишь в некоторых центральных губерниях России функционировали органы Советской власти, а значит, и почта. Поэтому революционные почтовые марки могли наклеивать на конверты лишь в Петроградской, Новгородской, Псковской, Московской, Тверской, Вологодской, Симбирской, Нижегородской, Воронежской, Владимирской. Рязанской, Тульской губерниях, а также на части территорий Курской, Могилевской и Витебской губерний. Вот почему в коллекциях у филателистов можно встретить революционные почтовые марки, конверты, а также почтовые документы с этими марками, погашенными штемпелями 1918 года, применявшимися в названных губерниях. Наиболее ранний почтовый штемпель — 27 октября 1918 года. Он есть и в моей коллекции. Понятно, было бы интересно увидеть революционную марку, погашенную в первый день ее выхода — 25 октября 1918 года.

На мой взгляд, вряд ли можно обнаружить значительное количество марок, прошедших почту в 1918 году. Во-первых, чиновники некоторых почтовых учреждений саботировали распоряжения Наркомата почт и телеграфов. Это приводило, в частности, к тому, что в те губернии, где была уже установлена Советская власть, своевременно не доставлялись революционные марки. Во-вторых, за два месяца, оставшихся до конца 1918 года, едва ли удалось напечатать много новых марок.

1919 год. Обстановка в Советской России стабилизировалась. Белогвардейцы и интервенты терпели одно поражение за другим. Государство рабочих и крестьян освобождалось от своих врагов. Естественно, что в районах, очищенных от контрреволюционерок, создавались органы Советской власти, а также начинала нормально функционировать почтовая связь. Применение революционных марок, как закономерное явление, возрастало. Штемпелями 1919 года эти марки гасились в тех губерниях, которые уже упоминались, а также в Ярославской, Смоленской, Витебской, Минской. Калужской, Самарской, Саратовской. Пензенской, Рязанской. Уфимской, Казанской, Курской, Киевской, Подольской, Харьковской, Волынской, Черниговской. Гасились они и в Латвийской ССР.

1920 год. Революционные почтовые марки находятся в обращении теперь уже и в Вятской, Красноярской и Олонецкой губерниях. В Латвийской ССР их не применяют.

1921 год. Распоряжением Наркомата почты и телеграфов из почтового обращения были изъяты первые советские марки, поскольку выпустили другие. Однако до тех пор, пока новые знаки почтовой оплаты не поступили в отделения связи, для оплаты корреспонденции продолжали их применять.

В частности, в моей коллекции есть эти марки, погашенные штемпелями 1921 года в Архангельской, Петроградской, Екатеринославской и Киевской губерниях. Последней изъяла из обращения революционные марки почта города Мерке Сыр-Дарьинской области.

Известно, что с 1 января 1919 года была введена бесплатная пересылка простых закрытых и открытых писем. Ссылаясь на это, некоторые филателисты утверждают, что гашеных революционных марок не существует. Более осведомленные коллекционеры считают, что революционные марки почту прошли, однако таких марок весьма ограниченное количество. В действительности же с октября 1918 года по апрель 1921 года революционные марки употребляли для оплаты корреспонденции. У филателистов есть почтовые отправления, на которых наклеены и погашены сотни этих марок.

Таким образом, первые советские знаки почтовой оплаты находились в обращении на территории более чем 40 губернии из 70, составлявших административные единицы России. В моей коллекции есть марки, прошедшие почту в 39 губерниях.

Видимо, коллекционерам будет интересно узнать, как использовались революционные марки в Белоруссии, в Прибалтике и на Украине.
В Белоруссии эти марки курсировали уже в ноябре 1918 года в Могилевской и Витебской, а в 1919 и 1920 годах в Минской и Гомельской губерниях. В Гродненской губернии и на остальной территории Белоруссии революционные марки в обращении не были. По крайней мере, у меня таких сведений нет.

В Белоруссии эта марки курсировали уже в ноябре 1918 года в Могилевской и Витебской, а в 1919 и 1920 годах в Минской и Гомельской губерниях. В Гродненской губернии и на остальной территории Белоруссии революционные марки в обращении не были. По крайней мере, у меня таких сведений нет.
В Прибалтике революционные марки использовали лишь в Латвийской ССР. У некоторых наших и зарубежных филателистов есть эти марки, погашенные штемпелями почтовых отделений Риги в январе, феврале, марте и апреле 1919 года. Существуют также и конверты, прошедшие почту Риги в том же 1919 году. Наиболее ранняя дата гашения — 21 января 1919 года.

В мае 1919 года интервенты и белогвардейцы захватили Ригу. С тех пор революционные марки не были в обращении в Латвии.

На Украине они применялись для оплаты корреспонденции после установления Советской власти. Даты гашения: апрель, нюнь, июль и август 1919 года. Судя по штемпелям, революционные марки использовались далеко не на всей территории Украины, а лишь в бывших Киевской. Подольской. Волынской, Черниговской и Харьковской губерниях.

Как известно, осенью 1919 года на Украине была сложная обстановка: борьбу против Советской власти вели и буржуазные националисты, и войска генерала Деникина, и иностранные интервенты. Националисты сформировали правительство и напечатали свои марки. Кроме того, на первых советских знаках почтовой оплаты была сделана надпечатка трезубца. Эти знаки с надпечаткой в 1919 году были использованы в Каменец-Подольске и в Киеве.

Известно, что в коллекциях некоторых зарубежных филателистов хранятся революционные марки, якобы прошедшие почту в феврале и в марте 1918 года, О первых советских марках, погашенных в то время календарными штемпелями, сообщали и зарубежные филателистические журналы, в частности американский журнал «Россика». Однако первые революционные .марки не могли находиться в почтовом обращении ни в феврале, ни в марте 1918 года. Как теперь уже установлено, их образцы были утверждены 22 мая 1918 года. В производство они поступили пять дней спустя.

Разумеется, история почтового обращения революционных марок не исчерпывается теми сведениями, которые есть у меня.

П. Мазур
Журнал «Филателия СССР» № 11-12, 1968 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here