Лег пятьдесят назад среди филателистов распространился слух: «Обнаружены новые разновидности марок типа Германия».
Знаки почтовой оплаты с изображением символа милитаристской Германии воинственной королевы Брунгильды хорошо известны филателистам. Они выпускались в 1900—1919 годах. Наиболее ходовыми были две: красная за 10 пфеннигов и фиолетовая за 15. Их разновидности и отыскали коллекционеры в начале 20-х годов. Было установлено, что марки отличаются не только цветом и бумагой, но и рисунком. Стало очевидным — диковинки были особым изданием и печатались с других клише.
Крупнейший журнал немецких филателистов «Die Post» занялся исследованием странных разновидностей и в конце 1922 года подробно описал их. Сообщалось, что вероятнее всего новоявленные «раритеты» — обыкновенные фальшивки, к тому же не совсем качественно выполненные. Журналисты не могли назвать автора подделок — «почерк» многих фальсификаторов они знали, эти же новинки были изготовлены неизвестной рукой.
В 1923 году в этот вопрос была внесена определенная ясность. Некая мисс Элиот выступила на страницах августовского номера лондонского журнала «Philatelic Magazine» со следующим заявлением: «В начале минувшей войны мой отец был заместителем директора монетного двора. Как-то он подарил мне две негашеные немецкие марки за 10 и 15 пфеннигов. Из его слов я поняла, что они отпечатаны в Англии. Наше правительство приказало изготовлять их по двум причинам: во-первых, эти марки требуются в больших количествах для употребления внутри самой Великобритании, и гораздо дешевле печатать их самим, чем, ввиду военного времени, покупать через вторые руки. Другую причину отец сохранил в тайне».
«Die Pоst» тотчас же перепечатал это сообщение, вслед за ним его повторили и другие журналы.
Так стало известно, что загадочные марки — английского происхождения. Но зачем Великобритании понадобились эти фальшивки? Что толкнуло ее на путь прямого нарушения международного права?
Основным потребителем фальшивок оказалась пропагандистская машина Великобритании. С начала войны в Англии развернулась широкая антигерманская агитация для поддержания боевого духа населения. На каждом перекрестке трубили, что Германия стоит на грани катастрофы и не сегодня-завтра капитулирует. Эти положения ярко иллюстрировали письма от родственников, якобы найденные у убитых на фронте немецких солдат. Фотокопии писем и конвертов часто публиковались в английских газетах. Подлинность информации подтверждалась почтовыми штемпелями, которыми были погашены марки. Однако простые англичане не догадывались, что не только тексты писем, но и конверты, и марки, и штемпеля были изготовлены в самой Англии.
Итак, тайна была раскрыта. Но филателистов это не могло удовлетворить. «Неужели,— говорили они,— в английском управлении пропаганды сидели одни дальтоники? Неужели они не могли отличить желтый цвет от белого, сочные краски от блеклых? Это же бросается в глаза даже при мимолетном взгляде!»
Но все оказалось значительно сложнее, чем предполагали коллекционеры.
В 1923—1924 годах в Германии серьезно занялись изучением английских фальшивок. К исследованиям были привлечены люди самых различных профессий: полиграфисты, художники, химики и даже сотрудники немецкой контрразведки.
Во-первых, удалось неопровержимо доказать, что фальшивая «Брунгильда» имела хождение на территории Германии. Налицо было прямое нарушение Великобританией Почтовой конвенции. Значит была права мисс Элиот — для пропагандистских целей использовалась только часть марок. Интересную особенность установили филателисты: большинство «пропагандистских», назовем их так, марок по цвету и бумаге практически не отличались от подлинных. Значит было два издания фальшивых марок? Нет, один.
Исследователи доказали это, сделав попутно второе открытие: английская продукция была обработана специальными химикатами — текст, написанный на обороте марки, немедленно исчезал и появлялся вновь только после вторичной обработки марки. Большинство фальшивок отправили в нейтральную Швейцарию. Оттуда по тайным каналам они разошлись к английским шпионам в Германию. В конце 1914 — начале 1915 годов немецкое почтовое ведомство, а вслед за ним и контрразведка отметили оживление переписки между Германией и Швейцарией. Писем шло много, содержание их было самым невинным, и никто не догадывался, что колоссальное количество шпионской информации помещалось на крохотной поверхности оборота марки.
Швейцарские «близкие» и «друзья» английских разведчиков по существу являлись «почтовыми ящиками». После получения письма марку вырезали и отправляли в шпионский центр для дальнейшее обработки.
И все бы осталось в тайне, если бы с самого начала не обратили внимание на то, что со временем марки, обработанные химикатами, меняют свой цвет, и особенно быстро желтеет бумага. После окончания войны неиспользованные марки не были отобраны у английских шпионов в Германии, и те стали их употреблять для личной корреспонденции. В начале двадцатых годов английской разведкой была предпринята попытка изъять марки. Но время было упущено — о них узнали филателисты, и скандал разразился. Интеллидженс сервис, отцу шпионской «Брунгильды», пришлось покраснеть, английское правительство произнесло несколько неуклюжих фраз в свое оправдание, а в коллекциях филателистов открылся новый раздел — шпионские марки.
Спрос на фальшивые марки типа Германия всегда был достаточно высок, и фабрикация их двойников началась чуть ли не с того дня, когда филателисты узнали, что такие почтовые марки существуют. С прогрессом техники значительно улучшилось качество фальсификатов, и дошло до того, что теперь поддельные марки не меняют цвет при обработке их химикатами для тайнописи. Однако некоторые «специалисты» все еще выпускают продукцию, сходную с оригиналами.
Среди них — гравер Вальтер Фиштер из французского города Сент-Этьена, который на протяжении многих лет специализировался на выпуске фальшивок. Он изготовил точную копию шпионской «Брунгильды». Филателисты разоблачили Фиштера. Весной 1974 года его привлекли к суду. Гравер заявил обвинению:
— Правосудию нечего поставить мне в вину — я никогда не говорил, что мои марки подлинные.
Присяжные его оправдали.
А. Алексеев.
Филателия СССР. 1976. №8